Этика и эстетика

Тематический план лекций

Тема1. Предмет и задания этики в современных условиях. Основные этапы развития этической

мысли.

Тема 2. Сущность, происхождение и историческое развитие морали. Структура морали и ее

функции.

Тема 3. Нравственное сознание.

Тема 4. Нравственный выбор и ответственность личности.

Тема 5. Нравственная ответственность и свобода.

Тема 6.  Нравственная культура личности и ее формирование. Этикет.

Тема 7. Нравственная культура как важнейший фактор формирования профессиональной этики.

Назначение профессиональной этики.

Тема 8. История формирования этики и ее теоретические основы.

Тема 9. Эстетическое освоение действительности (эстетическое сознание и разновидности

эстетической деятельности).

Тема 10. Основные эстетические категории.

Тема 11.Искусство как высшее проявление эстетической деятельности. Художественный образ

в искусстве.

Тема 12. Исторические закономерности  художественного развития. Метод и стиль в искусстве.

Темы  семинарских  занятий

Тема 1. Сущность, происхождение и историческое развитие морали. Структура морали и ее

функции.

Тема 2. Нравственный выбор и ответственность личности. Нравственная ответственность и

свобода.

Тема 3. Эстетическое освоение действительности (эстетическое сознание и разновидности

эстетической деятельности).

Тема 4. Искусство как высшее проявление эстетической деятельности. Художественный образ

в искусстве.

Вопросы  к  модульному  контролю

  1. Этика  как философская наука о морали (предмет, структура и функции).
  2. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль.
  3. .Основные задания этики в современных условиях.
  4. Этические идеи Древнего мира.
  5. Этическая мысль Средневековья и Возрождения.
  6. Этические учения Нового времени.
  7. Западная этическая мысль ХХ столетия.
  8. История этической мысли в Украине.
  9. Предпосылки возникновения морали.
  10. Нравственные обычаи родоплеменного общества.
  11. Система морали Древнего Востока.
  12. Мораль и обычаи античности.
  13. Сословно-корпоративная мораль Средневековья.
  14. Основные тенденции развития морали в современной цивилизации.
  15. Природа и сущность морали. Специфика морали. Функции морали.
  16. Проблема нравственного выбора и свободы личности.
  17. Нравственный конфликт и оптимальные пути его разрешения.
  18. Нравственная ответственность: сущность и специфика.
  19. Структура морали и нравственного сознания.
  20. Добро и зло как ведущие понятия нравственного сознания и категории  этики.
  21. Этический смысл экологических проблем.
  22. Забота о здоровье и выживании – нравственный императив современности.
  23. Нравственные основы взаимодействия культур.
  24. Проблемы войны и мира сквозь призму морали.
  25. Понятие нравственной культуры.
  26. Содержание и структура нравственной культуры личности.
  27. Содержание и структура нравственной культуры должностного лица.
  28. Формирование личности и ее культуры.
  29. Справедливость, обязанность и ответственность.
  30. Смысл жизи и счастья.
  31. Ценности и ценностные ориентации в системе человеческой деятельности.
  32. Сущность общения, его цель и моральный смысл.
  33. Основные типы, принципы и противоречия общения.
  34. Нравственная культура общения, ее содержание и проявления.
  35. Этикет как нравственно-эстетическая культура общения.
  36. Нравственная ценность товарищеских отношений.
  37. Нравственная ценность любви и дружбы.
  38. Нравственные основы брачно-семейных отношений.
  39. Условия возникновения и назначение профессиональной этики.
  40. Виды профессиональной этики и их гуманистическая направленность.
  41. Особенности профессиональной этики медицинских работников.
  42. Специфика эстетического освоения действительности. Эстетика как наука о сущности эстетического освоения действительности и свойствах эстетического сознания.
  43. Формирование и эволюция предмета эстетики. Эстетика и искусство.
  44. Место эстетики в системе философских знаний.
  45. Структура современных эстетических знаний. Эстетика как система законов и категорий эстетической деятельности и эстетического сознания.
  46. Античная эстетика: характерные черты, периодизация.
  47. Основные категории и понятия античной эстетики.
  48. Эстетика Византии и западноевропейского Средневековья. Христианство как фактор формирования византийской и западноевропейской средневековой эстетики.
  49. Эстетика Возрождения: характерные черты и принципы. Гуманизм как базовый принцип эстетики Возрождения. Искусство и личность творца в культуре Возрождения.
  50. Рационализм эстетики Нового времени. Ведущие художественные стили и направления этой эпохи.
  51. Классицизм и его эстетические принципы: рационализм, нормативность, четкость структуры.
  52. Немецкая классическая эстетика (И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
  53. Сущность и специфика эстетического отношения. Эстетическое отношение и идеал.
  54. Эстетическая деятельность как специфический вид духовной и духовно-практической деятельности. Место эстетической деятельности в системе общественной практики.
  55. Основные сферы эстетического отношения и эстетической деятельности. Природа как эстетическая ценность (духовно-аксиологические аспекты) и как объект эстетической деятельности.
  56. Эстетическое отношение к действительности и труд. Роль труда в возникновении и развитии  эстетической деятельности и эстетического сознания.
  57. Эстетическая деятельность в сфере социальных отношений. Эстетическое, нравственное и физическое развитие как условие гармонизации отношений человека и общества. Эстетическое и этическое.
  58. Система искусств. Историческая обусловленность возникновения и развития различных видов искусства. Зависимость выразительных способов видов искусства от их предмета, содержания и задания. Специфика художественного образа в разных видах искусства. Проблема «перевода» художественного произведения одного вида искусства на художественный язык другого.
  59. Проблема классификации видов искусства в истории эстетики.
  60. Виды искусства: декоративно-прикладное искусство, архитектура, живопись и графика, скульптура, музыка, художественная литература, театр, эстрада и цирк, хореография, кино, телевидение.
  61. Специфика эстетического сознания.
  62. Эстетическая деятельность как условие возникновения эстетического сознания. Психофизиологические и социальные факторы формирования эстетического сознания.
  63. Ценностно-нормативный характер эстетического сознания. Истина и красота.
  64. Структура эстетического сознания. Основные элементы эстетического сознания: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал. Функции эстетического сознания.
  65. Категории эстетики как принципиальные моменты эстетического познания. Специфика категорий эстетики. Эстетическое.
  66. Прекрасное и его методологическая роль.
  67. Прекрасное и безобразное. Безобразное как негативная эстетическая ценность.
  68. Возвышенное и его специфика. Возвышенное в природе, общественных отношениях и искусстве.
  69. Низменное как негативная эстетическая ценность, ее гносеологический и онтологический аспекты. Низменное в мифологии, искусстве и эстетике.
  70. Трагическое: историко-эстетические аспекты. Основные коллизии трагического: свобода и необходимость, необходимое и случайное. Трагическое в искусстве: трагедия как жанр в искусстве.
  71. Комическое, его эстетический смысл. Смеховая основа комического и разнообразие его проявлений. Комическое в искусстве.
  72. Распределение искусства на роды и жанры. Принципы жанрового разделения в разных видах искусства. Взаимоотношения видов и жанров искусства.
  73. Виды искусства.
  74. Архитектура как вид искусства и вид эстетической деятельности. Виды и типы архитектурных сооружений. Синтез искусств в архитектуре. Художественная выразительность в современной архитектуре.
  75. Живопись и графика. Специфика художественного образа в живописи, его художественные средства:  рисунок, цвет,  светотень, перспектива.
  76. Скульптура. Своеобразие скульптурного образа. Художественно-эстетические и воспитательные возможности скульптуры.
  77. Музыка. Особенности предмета и содержания музыкального искусства.
  78. Жанры музыкального творчества.
  79. Художественная литература. Литература как искусство слова. Отображение действительности в языке и литературе; познавательные, художественно-эстетические, моральные и социальные функции литературы.
  80. Специфика художественного образа в литературном произведении. Своеобразие художественной формы. Роды литературного творчества: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
  81. Театр. Театр как синтетическое искусство. Функции театра: прошлое и современность.
  82. Эстрада и цирк как разновидности сценического искусства.
  83. Хореография. Специфика отображения действительности в искусстве танца.
  84. Кино как синтетическое искусство. Возникновение киноискусства и его социальное значение.
  85. Телевидение как новый вид искусства. Специфические эстетические возможности  телевидения. Взаимосвязь  телевидения с другими видами искусства (театр, кино, радио). Специфика художественных способов отражения действительности телевидением. Телевизионные жанры.
  86. Проблемы творчества в философско-эстетической традиции.
  87. Творчество как психофизиологический феномен. Личностные качества творца и творческий процесс.
  88. Творчество как философско-эстетическая категория. Критерии нового в творчестве. Функции творчества.
  89. Искусство и прогресс. Неравномерность развития художественного процесса, его субъективный и объективный аспекты. Основные этапы развития художественной культуры человечества.
  90. Принципы распределения художественного процесса. Понятия «художественная эпоха», «художественное направление», «художественный метод» и «художественный стиль».
  91. Художественный метод как способ отражения, творческой переработки и художественного воплощения действительности в произведении искусства. Основные художественные методы и направления в искусстве (реализм, классицизм, романтизм, формализм, абстракционизм, символизм и др.)
  92. Художественный стиль как исторически сложившееся единство содержания и соответствующей образной системы, способов и приемов художественной выразительности. Взаимосвязь стилей с художественными методами.  Разнообразие стилей и творческих манер в пределах единого художественного метода.
  93.  Стиль и жанр. Стиль, творческая индивидуальность и манера.

Список литературы

Этика
  1. Библер В.С. Нравственность, культура, современность. – М., 1990.
  2. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – Киев, 1988.
  3. Гусейнов А., Апресян Р. Этика. – М.:Гардарики, 1998.
  4. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987.
  5. Зеленкова И.Л., Беляев Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. – Минск, 1997.
  6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 1998.
  7. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. – М., 1990.
  8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – СПб.: Лениздат, 1992.
  9. Словарь по этике / Под ред. А. Гусейнова и И. Кона. – М., 1989.
  10.  Этика: Учебник/ Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003.
  11.  Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Г.Гусейнова и А.Апресяна – М.:Гардарики, 2001.
Эстетика
  1. Борев Ю. Эстетика. – М.: ВШ, 2002.
  2. Бореев Ю. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов.- М.:ООО Изд-во Астрель…2003.
  3. Естетика. Навч. посібник / под ред. Левчук Л.Т. – К.:ВШ,1991
  4. Левчук Л.Т. Західноєвропейська естетика ХХ століття. – К.: Либідь, – 1997.
  5. Эстетика. Учеб. пособ./ под ред. Радугина А.А. – М., 1998.
  6. Выготский Л. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
  7. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки философско-эстетической мысли XX века. – М., 1990.
  8.  История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 6 т. – М., 1967.
  9. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. -М.,1979.

Информационные ресурсы курса

Этика и эстетика : http://pharmel.kharkiv.edu/moodle/course/view.php?id=1064